Проникающий свет в мечети Sancaklar, Стамбул. Архитекторы: Emre Arolat Architects. Изображение © Томас Майер

Использование света в интерьере: история световых стен. Современные технологии светового дизайна

Световая стена. Collins Street, Melbourne. Архитекторы: Bates Smart Architects. Художник по свету: Electrolight, www.electrolight.com.au. Фон © Дин Брэдли
Световая стена. Collins Street, Melbourne. Архитекторы: Bates Smart Architects. Художник по свету: Electrolight, www.electrolight.com.au. Фон © Дин Брэдли

Модернизм породил сдвиг от обычных источников света к невидимым и спрятанным элементам освещения. Впервые в это время освещение стен в интерьере было использовано для разделения помещений и подчеркивания структуры здания.

Сначала мы расскажем про первые объекты, где свет использовали для освещения стен – кирпичный дом Филиппа Джонсона и «Seagram Building», а также посмотрим, как их методы освещения продолжают влиять на современную архитектуру.

Кирпичный дом. Гостевая спальня. Архитектор: Филип Джонсон. Фото: Дин Кауфман. Изображение © www.philipjohnsonglasshouse.org
Кирпичный дом. Гостевая спальня. Архитектор: Филип Джонсон. Фото: Дин Кауфман. Изображение © www.philipjohnsonglasshouse.org

Когда Филипп Джонсон занимался реконструкцией спальни без окон в своем кирпичном гостевом доме, он установил ряд гипсовых сводов под потолком, подчеркнув своды подсветкой. В сотрудничестве с американским специалистом по освещению Ричардом Келли он разработал идею мягкого мерцающего света, подающего на стены. Скрытые источники света создавали таинственное, и интимное пространство. Филлис Ламберт, директор-основатель Канадского центра архитектуры в Монреале, победитель Золотого Льва на Биеннале, однажды сказал, что атмосфера и освещение кирпичного дома напоминает ему закат в пустыне, с медленно наступающим закатом до наступления полной темноты.

Джонсон и Келли продолжили разрабатывать освещения для стен и придумали сложную концепцию освещения для ресторана Четыре сезона в Seagram Building. Вход в ресторан приветствовал гостей равномерно светлыми тонами. Келли усилил атмосферу в обеденном зале захватывающим эффектом: он ввел мерцающие шторы, а также использовал металлические цепи, в сочетании с конвекторами на окнах это создавало волнообразные световые эффекты и отражения. При этом, чтобы подчеркнуть атмосферу, все светильники были встраиваемыми и хорошо скрытыми.

Световая стена в Британском музее в Лондоне. Архитектура: Фостер и Партнеры. Художник по свету: Клод Энгл, Чеви Чейз, штат Мэриленд. Фото: Денис Гилберт / вид. Изображение © ERCO, www.erco.com
Световая стена в Британском музее в Лондоне. Архитектура: Фостер и Партнеры. Художник по свету: Клод Энгл, Чеви Чейз, штат Мэриленд. Фото: Денис Гилберт / вид. Изображение © ERCO, www.erco.com

Концепция световой стены прекрасно вписалась в международный стиль. Освещение стало важным инструментом в работе с большими плоскостями, оно позволяло придать визуальную невесомость и по-иному подчеркивать пространство.

Проникающий свет в мечети Sancaklar, Стамбул. Архитекторы: Emre Arolat Architects. Изображение © Томас Майер
Проникающий свет в мечети Sancaklar, Стамбул. Архитекторы: Emre Arolat Architects. Изображение © Томас Майер

Проникающий падающий свет также используется для освещения стен, но главное преимущество такой техники заключается в подчеркивании текстуры материала. Такой подход требует наличия естественного источника света или узких окон на крыше, которые располагаются близко к стенам, чтобы выявлять характерные тени и эффекты. Даже для относительно нейтральных поверхностей, таких как гладкая монолитная бетонная стена, проникающий свет влияет на визуальное восприятие материала.

Мечеть Sancaklar является прекрасным примером того, как невидимое освещение придает таинственность интерьеру. В случае Sancaklar архитекторы использовали как естественный свет, так и электрическое освещение.

Проникающий свет в ресторане Blue Fin, Нью-Йорк. Дизайн: Yabu Pushelberg, www.yabupushelberg.com. Фото© Эван Дион
Проникающий свет в ресторане Blue Fin, Нью-Йорк. Дизайн: Yabu Pushelberg, www.yabupushelberg.com. Фото© Эван Дион

Полное превосходство проникающего света становиться видно на выраженных текстурных поверхностях. Грубые структуры, например, как кирпич или искусственно созданные поверхности, такие как создал дизайнер Yabu Pushelberg для ресторана Blue Fin в Нью-Йорке, создают интенсивную игру света и тени. Рисунок волн на стенах в Blue Fin, воздушная лестница, и наоборот спокойный плоский потолок, который подчеркивает проникающее освещение стен.

Освещение в частном спа. Дизайнер: Кармоди Groarke. Художник по свету: Lighting Design International. Фото © Христианская Рихтер
Освещение в частном спа. Дизайнер: Кармоди Groarke. Художник по свету: Lighting Design International. Фото © Христианская Рихтер

В отличии световых стен с технологией проникающего света, который равномерно освещает всю плоскость стены, стены со слот освещением имеют выраженную яркую линию света. Эта техника подчеркивает линию потолка, заставляя его как бы «парить» над помещением. В интерьере появляются жесткие очертания. Техника слот освещения базируется на отделении потолка от основного объема, вместо полного освещения объемов – это наиболее характерная черта художников по свету из Lighting Design International. Светильники также, как правило, скрыты от глаз человека для придания таинственности.

Светодиодные стены в штаб-квартире O2 Uptown, Мюнхен. Дизайн: KMS Blackspace, www.kms-blackspace.com
Светодиодные стены в штаб-квартире O2 Uptown, Мюнхен. Дизайн: KMS Blackspace, www.kms-blackspace.com

Современная светодиодная технология привела к возникновению новой световой типологии стен: сами стены теперь могут испускать свет с помощью интегрированных светодиодных «пикселей». Светодиоды можно не скрывать, чтобы подчеркнуть технический характер стиля, или придумать различные дизайнерские решения, в которых светодиоды спрятаны за полупрозрачными панелями. Инновационные варианты стали возможными благодаря использования различных цветов, цветовых изменений светодиодов, систем видеонаблюдения и датчиков. Эти стены оставили в прошлом чистые, естественно освещенные стены международного стиля и создали новое поколение анимационной архитектуры, программируемой и «живой».

Световая стена в Nordrhein-Westfalen House, Германии. Архитектор: John Pawson. Фото: Вернер Хутмахер. Изображение © ERCO, www.erco.com
Световая стена в Nordrhein-Westfalen House, Германии. Архитектор: John Pawson. Фото: Вернер Хутмахер. Изображение © ERCO, www.erco.com

Вопросы использования света в архитектуре широко раскрыты Томасом Шальке, который имеет собственную колонку на эту тему. Живя в Германии, он всю жизнь был очарован архитектурным освещением, работает в компании ERCO, опубликовал многочисленные статьи, соавтор книги «Light Perspectives». Для тех, кому эта тема интересна, рекомендуем посетить сайт www.arclighting.de.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *