Выставочный павильон Помпиду в городе Мец

Центр Помпиду в городе Мец стал первым экспериментом в французской культурной децентрализации. В конце 1990-х, с перспективой закрытия здания Piano и Роджер в Париже на ремонт, встал вопрос о том, как сохранить некоторые из 60000 работ в коллекции Национального музея современного искусства доступными для публичного просмотра. Идея «вне стен» или «за городскими стенами» переросла в идею выставки работ в других французских городах. Временное закрытие Центра Помпиду — Париж заставило задуматься о способах подачи национальной коллекции для более широкой аудитории в целом. В конце концов второй Центр Помпиду в другом французском городе можно было себе представить.

© Didier Boy De La Tour
© Didier Boy De La Tour

Только через месяц город Мец на северо-востоке Франции был выбран для нового Центра Помпиду и начат архитектурный конкурс. Из 157 публичных заявок, шесть команд были выбраны для разработки проектов. Задание однозначно требовало от конкурсантов знакового проекта с надеждой на привлечение посетителей. Нужна было высокое здание, из-за возвышенных железнодорожных путей, расположившихся с севера и востока, закрывающих весь вид на площадку выставочного музея, которая располагалась в низменном месте.

Сравнения между зданиями в Метце и Париже были неизбежны. В процессе разработки проекта заказчик обращал внимание на особенности здания Piano и Roger’s, которые должны были быть перенесены в Мец, в том числе: гибкость пространства, открывающийся внешний вид, даже из галерей, были наиболее важны.

Несмотря на повороты галерей вокруг одной точки (в Меце)  маскировавших сходство, основная организационная схема двух проектов на удивление похожа. В обоих проектах большое покрытое общественное пространство, площадь, с общественной парковкой внизу, находятся на западе. Экстерьер перетекает в интерьер форума, создающего вертикальные потоки. Вертикальные потоки (циркуляция) используется в качестве сильного архитектурного элемента и соединяет одинаковые, многоярусные, гибкие, без колонн выставочные пространства. Наконец, механическое пространство экстерьера с открытыми проходами, расположенными вдоль восточного фасада обоих проектов. В отличие от Помпиду — Париж, Метц обратной стороной на восток выходит встык с железнодорожными путями. Эта сторона здания менее парадная, чем другие.

Планировка
Планировка
© Didier Boy De La Tour
© Didier Boy De La Tour

Здание Мец сочетает с одной стороны высоту, но не является «высотным», с другой, не является чисто монументальным. В Меце конструкцию крыши трудно классифицировать, это наиболее особенная пространственная конструкция (барабан). Кроме того, она представляется анахронизмом — больше гармонирует с духом 1970-х годов, чем с началом 21-го века. Природные (бионические) формы не являются тем типом, который умышленно стремятся нарушить, вдобавок «тоннели» галерей и тенты не образуют общий визуальный смысл. Проект, кажется, создан на очень личном замысле. В истории говориться о тканой китайской шляпе, которую Бен нашел в бутике Парижа, она стала вдохновением для формы и, что более важно, для структуры крыши Мец. Эта история стала легендой происхождения проекта и сам шляпа экспонируется в здании.

Постоянно изогнутая крыша требует больших исследований (расчетов) и развитых технологий, чтобы было возможно реализовать как конструктивно, так и физически. Shigeru Ban работал с немецким инженером Frei Otto  на основе его проекта бумажных (бамбуковых) труб японского павильона для ЭКСПО 2000 в Ганновере. Дух Otto присутствует и в проекте Мец. Ban и de Gastines создали конкурс с инженером Cecil Balmond из Ove Arup, Лондон. После победы на конкурсе, была продолжена работа с другой командой структурных инженеров из Ove Arup, но конструкция древесной структуры была завершена со швейцарским инженером Hermann Blumer.

Крыша двухслойная, из клееных древесных балок, которые расположены горизонтально и соединены, образуя своего рода Вирендель фермы. Эти двойные балки также дважды изогнуты и работают в трех направлениях, образующих гексагональную решетку. В общей сложности есть шесть слоев, соединенных между собой балок: четыре слоя с двумя клееными двойными балками, пересекающимися в какой-либо одной точке соединения. Соединения осуществляются предварительно напряженными дисковыми пружинами с резьбой.

Схема конструкции крыши-architecture-of-pompidou-metz-an-excerpt-from-the-architecture-of-art-museums-a-decade-of-design-2000-2010-_screen_shot_20
Схема конструкции крыши

Деревянную пространственную структуру в промежутке от стального кольца в верхней части гексагональной центральной башни и до столбов ниже, называют «тюльпанами» или «грибами». Максимальные пролеты около 40 метров (131 футов). У здания есть четыре тюльпан колонны. Две колонны, запроектированы на восточной стороне здания были устранены по причине экономии и заменены на стальную конструкцию, работающую по всей длине восточного фасада, которая поддерживает структуру дерева и передает нагрузки в бетонную конструкцию ниже. Решение несколько необычное, но понятное, нужно соблюсти относительно ограниченный бюджет.

Древесина — преимущественно ель и лиственница из Австрии и Швейцарии. Древесная порода использовалась в зависимости от плотности и конкретных нагрузок балки, которые она будет принимать в конкретных частях конструкции. Вся реализация строго зависела от компьютерного моделирования и заводского изготовления. Мембрана была установлена ​​сразу под деревянной структурой, чтобы ограничить время атмосферного влияния на древесину. Так как дерево имеет покрытие, оно должно сохранить желтоватый цвет и не постареть.

537528aec07a801182000002_the-architecture-of-pompidou-metz-an-excerpt-from-the-architecture-of-art-museums-a-decade-of-design-2000-2010-_metz_section1

537528afc07a805957000002_the-architecture-of-pompidou-metz-an-excerpt-from-the-architecture-of-art-museums-a-decade-of-design-2000-2010-_metz_diagram1

Здание покрыто 8000 квадратных метров PTFE (Поли-тетра-фтор-этилена) стекловолоконной мембраны, которая была изготовлена на японской фирме Taiyo и установлено их немецким филиалом в Мюнхене. Мембрана пол мм толщиной. Его светопропускание составляет 15 процентов и дает очень качественный свет для выставочных пространств.

В результате крыша одновременно бросается в глаза, и не создает впечатления легкости. Пространство под крышей обширно, но использование древесины делает его ближе к человеку, избегая монументальности. В течение дня мембрана является непрозрачной, но меняется в зависимости от света и времени суток. При открытом чистом солнце мембрана очень яркая и блестящая. При другом свете она меняется до серебристо-серого или синего и может почти раствориться в небе. Ночью, когда крыша подсвечивается снизу, мембрана становится прозрачной и открывает структура дерева. Ночной вид лучше соответствует концепции архитекторов проекта.

Courtesy of Routledge
Courtesy of Routledge

Основное пространство входа -форум, обеспечивающий доступ к продаже билетов, музейному магазину, образовательному пространству, в кафе на первом этаже и ресторан, находящийся уровнем выше, который имеет свой собственный лифт.

1200 квадратных метров (12917 квадратных футов) Grande Nef также находится на первом этаже. Его треугольная форма и варьирующиеся высоты являются результатом своего расположения под «растопыренными» галереями свыше. Оставшееся пространство под галереями имеет высоту потолка от 6 до 13 до 21 метров (от 20 до 42,5 до 69 футов).

Три прямоугольные галереи «туннеля» вращаются на 45 градусов вокруг точки, которая не имеет особенного значение в планировании здания. Галерея 1 в основном ориентированы на восток и запад, и галерея 3 ориентирована север и юг. Через огромные окна на концах галерей, размером 14 на 5 метров видны основные местные памятники. Галерея 3 является основной и имеет удивительный вид через окно сосредоточенный на готическом соборе в центре города. Если внешний экстерьер здания должен был быть захватывающим, то галереи представляют собой чрезвычайно простые пространства, которые напоминают вытянутые грузовые контейнеры. Они были разработаны, чтобы быть универсальными и не конкурировать с искусством, но они сильно отличаются по времени экспозиции. Они интересны своей простотой, однородностью и подходом.

В галерее подняты уровни пола на 25 см (9,75 дюйма), образуя полость. Питание и кондиционирование галерей происходит через эти полости, а возврат воздуха осуществляется через решетки в стенах между двумя потолками. Электрические кабели также проложены в вент камере повышенного давления, чтобы дать больше свободного пространства. 60 сантиметровые (23,5 дюйма) панели пола равномерно уложены. Панели перфорированные с небольшими круглыми отверстиями, для равномерного распределения потоков воздуха через пол. Отверстия достаточно малы, чтобы они не воспринимались в очень большом пространстве и никаких дополнительных элементов не было создано с помощью линейных или круговых решеток, таких как в музее Brandhorst или Музее искусств Graz соответственно. Эта умная техническое решение, которое позволяет создать минималистичные стены не влияющие на выставочное пространство, в котором выставочные конструкции уже создадут диагональные или искаженные направления, хорошо сочетающиеся с перфорированным полом.

Большая деревянная пространственная решетка и кровельная мембрана, конечно много «откусили» от строительного бюджета города Мец, она до сих пор остается уникальной, среди всех крыш выставочных зданий. Посетители галерей вряд ли задумаются об этом. Бюджет не был большим, однако, позволил построить здание, со столь продвинутой строительной технологией. Здание является событием в городе — и за его пределами. Это большой, немного грубый, немного пухлый, но не вычурный павильон. Как и его сестра -выставочное учреждение в Париже, он создает впечатление доступности для всех.

Источник ArchDaily

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *